Новосибирская православная духовная семинария
Обычная версия сайта
Шрифт: A A A
Режим: A A

Образовательная деятельность

Обоснование актуальности разработки педагогических основ образовательной деятельности Церкви.

Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87) определяет Церковь как важного субъекта сферы образования, представляющего интересы православных верующих граждан, желающих обучать своих детей православию, воспитывать их в вере и традиции. Церкви дана возможность ведения образовательной деятельности, участия в реализации образовательных программ различного уровня и направленности. При этом, согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», под образовательным процессом понимается «педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательные программы». В этом контексте необходимо разработать единые педагогические основы образовательной деятельности Церкви, общие педагогические подходы к организации процесса обучения и воспитания, духовно-нравственного развития.

Основные понятия: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, религиозное воспитание, духовно-нравственные ценности, ценности воспитания, педагогика, субъекты педагогического процесса, введение в традицию, введение в Священное Писание и Предание Церкви, религиозность общества, религиозность личности, религиозная идентичность, историческая преемственность поколений, общественный дискурс, православная педагогика, религиозная педагогика; педагогика и дидактика.


Методология педагогических основ образовательной деятельности Церкви

Взаимосвязь богословия и педагогики (вероучение, святоотеческая традиция, христианская антропология), философии образования (в т. ч. эдукологии) и педагогики (православная педагогика).

Цели и задачи, принципы поддержки научным педагогическим сообществом образовательной деятельности Церкви

Цель – повышение качества православного воспитания в сфере образования, в семье, в детских и молодежных коллективах, совершенствование воспитательных систем в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

Задачи:

  1. Определение роли и места поддержки научным педагогическим сообществом образовательной деятельности Русской Православной Церкви в системе образования.
  2. Обоснование концептуальных позиций, на которых базируется структура и содержание процесса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в рамках компетенции Русской Православной Церкви.
  3. Разработка многоуровневой модели подготовки специалистов в области религиозного образования и в области освоения отечественной духовной культуры и традиций.
  4. Разработка педагогических основ, подходов, принципов стандарта высшего и дополнительного профессионального образования по вопросам религиозного образования и духовно-нравственного воспитания.
  5. Организация экспертизы УМК высшего и дополнительного профессионального образования, а так же УМК общего и дополнительного образования.
  6. Организация педагогического сопровождения образовательного процесса в очно-заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий.
  7. Просвещение населения, педагогической общественности через систему семинаров и конференций, СМИ школьного, районного, городского, областного, всероссийского, международного масштаба.


Основополагающие и системообразующие принципы православной педагогики:
христоцентричность; экклесиоцентричность, иерархичность воспитания и обучения, социализация, историческая преемственность; взаимосвязь культурологического, исторического, нравственного, библейского, катехизического аспектов; целостность, системность, непрерывность и другие.


Смысл и содержание педагогической поддержки образовательной деятельности Церкви

Определение духовно-нравственного, мировоззренческого, педагогического потенциала содержания обучения и воспитания детей и молодежи на основе выявления заложенных в нем смысложизненных понятий (ценность жизни человека, семьи, совесть, понимание добра и зла, свободы и ответственности, прав и обязанностей); качеств духовной личности (добродетели), гражданина, верного своему Отечеству.

Содержание данного потенциала раскрывается и конкретизируется при использовании православных педагогических технологий (методов, методик) в процессе изучении школьного и вузовского программного материала в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).

Средства формирования духовно-нравственных ценностей – приобщение к традиции, раскрытие роли семьи, единства семьи и государства, обеспечение преемства культурных и семейных православных традиций через уклад жизни ребенка, подростка, молодого человека, возрождение духовно-нравственных традиций семьи; обобщение и систематизация полученных знаний на основе духовных, нравственных и культурных отечественных ценностей; интеграция знаний гуманитарных дисциплин для понимания духовных смыслов исторических событий страны, государственных устройств нашей страны, произведений художественной литературы и искусства; формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа и российской государственности.


Система педагогического сопровождения образовательной деятельности Церкви

Субъекты педагогического сопровождения образовательной деятельности. Пространство и масштаб (география) педагогического сопровождения образовательной деятельности. Проблемы формирования условий, среды воспитания. Уклад жизни как предмет деятельности. Системообразующие идеи.


Основные направления разработки педагогических оснований образовательной деятельности Церкви.

1. Формирование нормативно-правовой базы образовательной деятельности Церкви

Участие Русской Православной Церкви в подготовке локальных актов по реализации нормативно-правовой базы в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России (87 ст. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Участие в разработке региональных (муниципальных) программ по духовно-нравственному воспитанию.

Подготовка и утверждение Соглашения о совместной деятельности митрополии (епархии) Русской Православной Церкви и органа управления образованием субъекта РФ

2. Сотрудничество научных школ

Создание межвузовских и межотраслевых лабораторий и центров по проблемам религиозного образования, а также духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи, на основе грантовой поддержки со стороны государства и Русской Православной Церкви.

3. Подготовка и воспроизводство научных и педагогических кадров

Формирование системы воспроизводства научных и педагогических кадров, участие в подготовке специалистов в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России, основ православной культуры.

Поддержка создания педагогических факультетов, образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования педагогической направленности религиозными организациями (или при их соучредительстве).

Создание системы переподготовки и аттестации педагогических кадров в системе религиозного образования. Общественная аккредитация муниципальных образовательных организаций с углубленным изучением курсов, дисциплин, модулей по православной культуре, предметов духовно-нравственного содержания на основе православия. Общественная аккредитация педагогов-преподавателей основ православной культуры.

Формирование системы стимулирования педагогической и научной деятельности ученых, священнослужителей-педагогов, преподавателей, педагогов и воспитателей, занятых в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

4. Институционализация педагогических основ образовательной деятельности Церкви

1) Русская Православная Церковь: для православных образовательных организаций – развитие образовательных организаций с православным укладом жизни, разнообразными системами православного воспитания, учитывающими региональные особенности, требования ФГОС; совершенствование классической школы, моделей духовно-нравственного воспитания на традициях православия во всех социальных институтах, в том числе и закрытого типа; придание православным образовательным организациям статуса социально ориентированных образовательных организаций; создание системы непрерывного православного воспитания: системы учебных комплексов от дошкольных организаций до высшей школы, расширение и совершенствование существующей системы церковных образовательных институций как дополнительного образования (воскресные школы и катехизаторские институции, разнообразные регентские, иконописные и пр. курсы, приобщающие к православной культуре), за счет развития и модернизации существующих центров культуры, библиотек.

2) Государственная система образования: предоставление Церкви возможности для более активной организации просвещения и образования педагогического сообщества, а также детских и молодежных коллективов государственных образовательных организаций в вопросах освоения духовно-нравственной культуры народов России.

5. Создание системы управления образовательным процессом духовно-нравственной направленности

Создание новых организационных моделей управления, учитывающих современную ситуацию в системе образования и традицию церковного управления; совершенствование технологий управления образовательным процессом: системы координации и взаимодействия всех управленческих структур в сфере религиозного образования и духовно-нравственного воспитания.

Развитие региональных (епархиальных) систем духовно-нравственного воспитания: программ, координационных советов, системы взаимодействия всех субъектов сферы духовно-нравственного воспитания.

Создание сети экспериментальных площадок, ресурсных центров по проблемам религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

6. Совершенствование учебных и воспитательных технологий

Общее направление для всех уровней религиозного образования: совершенствование технологий воспитательного процесса; разработка широкого историко-культурного контекста для богословских (вероучительных) предметов; построение целостных воспитательных систем-моделей; разработка православных модулей для основных предметов ФГОС.

7. Развитие научно-методической базы православного воспитания

Разработка учебно-методической литературы, разработка УМК по ОПК, УМК по богословским и вероучительным предметам, духовно-нравственной культуре народов России; формирование библиотек образовательных организаций Русской Православной Церкви; экспертиза учебно-методической литературы, составление перечней учебно-методической литературы для образовательных организаций Русской Православной Церкви. Проведение серии просветительских мероприятий: презентаций, акций, конференций, семинаров, выставок.

8. Создание новой информационной среды православного воспитания

Создание в интернет-пространстве форума для взаимодействия православного научного сообщества, сетевого реферативного журнала по проблемам религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России; разработка дистанционных курсов или моделей обучения с использованием дистанционных технологий, формирование медиатек; введение рубрик в существующие церковные издания, посвященные воспитанию; координация действий в интернет-пространстве по созданию системы рубрик по вопросам педагогического обезпечения образовательной деятельности Церкви.

9. Развитие и совершенствование ресурсной базы православного воспитания (информационной, материально-технической, финансовой)

Работа с благотворительными фондами, инвесторами и др.

10. Сотрудничество стран канонического присутствия Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания

Создание общих площадок по обмену опытом в сфере воспитания, оказание консультативной, научной, образовательной и иной поддержки, изучение и обобщение зарубежного опыта, школ классического образования.


ПУБЛИКАЦИИ  ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:



Оставьте заявку




Отправить