«Кто она, эта дщерь тьмы, каким чудом могла унаследовать радость жизни небесной еще на земле? В молчании и даже недоумении замираем мы пред примером ее жизни. Разве возможно такое перерождение души, закосневшей в смрадных блудных страстях, любящей именно их? Не богатство, не земное роскошество совращали Марию в бездну порока. Все это вменяла она ни во что. Сила извращенной натуры с ненасытимостью влекла ее во тьму сладострастия, и не было для этой юницы другого утешения, кроме смрадного и презренного порока. Своим неустанным беззаконным трудом не скопила она и малой лепты, ибо была к ней совершенно равнодушна.
Каким чудом бездна тьмы повлеклась к светлой колыбели Христова подвига? Ведь не Он был думой и целью ее путешествия. Безрассудная прихоть и желание новизны ощущений позвали ее в дорогу. Часто таковы мотивы человеческих поступков. Понимала ли и она сама, и враг, имеющий ее усердной ученицей, в какое опасное для себя путешествие устремлялись? Они не могли заглянуть в будущее, хранимое Промыслом Божиим втайне.
В Иерусалиме же другая Мария — источник чистоты и целомудрия с младенчества — со Своей иконы глянула на Марию, с двенадцати лет ставшую дщерью греха и всякого смрада греховного, и, глянув, не возгнушалась нечистотой. Не гнев, не бессильный упрек, но помощь Ее сострадательного и милующего сердца положила предел безумному течению жизни грешницы. Это Она не допустила нераскаянную грешницу к Кресту Сына Своего и Бога нашего. Матерь Божия пробудила в потерявшейся в грехах ясное осознание причины невозможности приблизиться к святыне. Она исходатайствовала для грешницы спасительную помощь Божией благодати. Она же управила дальнейшую жизнь Марии Египетской словами: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой душе твоей!» (из проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина)
Вечером 17 апреля, среды 5-й седмицы Великого поста в Храме Новосибирской православной духовной семинарии была совершена утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской.