Обоснование актуальности разработки педагогических основ образовательной деятельности Церкви.
Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 87) определяет Церковь как важного субъекта сферы образования, представляющего интересы православных верующих граждан, желающих обучать своих детей православию, воспитывать их в вере и традиции. Церкви дана возможность ведения образовательной деятельности, участия в реализации образовательных программ различного уровня и направленности. При этом, согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», под образовательным процессом понимается «педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательные программы». В этом контексте необходимо разработать единые педагогические основы образовательной деятельности Церкви, общие педагогические подходы к организации процесса обучения и воспитания, духовно-нравственного развития.
Основные понятия: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, религиозное воспитание, духовно-нравственные ценности, ценности воспитания, педагогика, субъекты педагогического процесса, введение в традицию, введение в Священное Писание и Предание Церкви, религиозность общества, религиозность личности, религиозная идентичность, историческая преемственность поколений, общественный дискурс, православная педагогика, религиозная педагогика; педагогика и дидактика.
Методология педагогических основ образовательной деятельности Церкви
Взаимосвязь богословия и педагогики (вероучение, святоотеческая традиция, христианская антропология), философии образования (в т. ч. эдукологии) и педагогики (православная педагогика).
Цели и задачи, принципы поддержки научным педагогическим сообществом образовательной деятельности Церкви
Цель – повышение качества православного воспитания в сфере образования, в семье, в детских и молодежных коллективах, совершенствование воспитательных систем в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.
Задачи:
Основополагающие и системообразующие принципы православной педагогики: христоцентричность; экклесиоцентричность, иерархичность воспитания и обучения, социализация, историческая преемственность; взаимосвязь культурологического, исторического, нравственного, библейского, катехизического аспектов; целостность, системность, непрерывность и другие.
Смысл и содержание педагогической поддержки образовательной деятельности Церкви
Определение духовно-нравственного, мировоззренческого, педагогического потенциала содержания обучения и воспитания детей и молодежи на основе выявления заложенных в нем смысложизненных понятий (ценность жизни человека, семьи, совесть, понимание добра и зла, свободы и ответственности, прав и обязанностей); качеств духовной личности (добродетели), гражданина, верного своему Отечеству.
Содержание данного потенциала раскрывается и конкретизируется при использовании православных педагогических технологий (методов, методик) в процессе изучении школьного и вузовского программного материала в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).
Средства формирования духовно-нравственных ценностей – приобщение к традиции, раскрытие роли семьи, единства семьи и государства, обеспечение преемства культурных и семейных православных традиций через уклад жизни ребенка, подростка, молодого человека, возрождение духовно-нравственных традиций семьи; обобщение и систематизация полученных знаний на основе духовных, нравственных и культурных отечественных ценностей; интеграция знаний гуманитарных дисциплин для понимания духовных смыслов исторических событий страны, государственных устройств нашей страны, произведений художественной литературы и искусства; формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа и российской государственности.
Система педагогического сопровождения образовательной деятельности Церкви
Субъекты педагогического сопровождения образовательной деятельности. Пространство и масштаб (география) педагогического сопровождения образовательной деятельности. Проблемы формирования условий, среды воспитания. Уклад жизни как предмет деятельности. Системообразующие идеи.
Основные направления разработки педагогических оснований образовательной деятельности Церкви.
1. Формирование нормативно-правовой базы образовательной деятельности Церкви
Участие Русской Православной Церкви в подготовке локальных актов по реализации нормативно-правовой базы в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России (87 ст. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
Участие в разработке региональных (муниципальных) программ по духовно-нравственному воспитанию.
Подготовка и утверждение Соглашения о совместной деятельности митрополии (епархии) Русской Православной Церкви и органа управления образованием субъекта РФ
2. Сотрудничество научных школ
Создание межвузовских и межотраслевых лабораторий и центров по проблемам религиозного образования, а также духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи, на основе грантовой поддержки со стороны государства и Русской Православной Церкви.
3. Подготовка и воспроизводство научных и педагогических кадров
Формирование системы воспроизводства научных и педагогических кадров, участие в подготовке специалистов в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России, основ православной культуры.
Поддержка создания педагогических факультетов, образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования педагогической направленности религиозными организациями (или при их соучредительстве).
Создание системы переподготовки и аттестации педагогических кадров в системе религиозного образования. Общественная аккредитация муниципальных образовательных организаций с углубленным изучением курсов, дисциплин, модулей по православной культуре, предметов духовно-нравственного содержания на основе православия. Общественная аккредитация педагогов-преподавателей основ православной культуры.
Формирование системы стимулирования педагогической и научной деятельности ученых, священнослужителей-педагогов, преподавателей, педагогов и воспитателей, занятых в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.
4. Институционализация педагогических основ образовательной деятельности Церкви
1) Русская Православная Церковь: для православных образовательных организаций – развитие образовательных организаций с православным укладом жизни, разнообразными системами православного воспитания, учитывающими региональные особенности, требования ФГОС; совершенствование классической школы, моделей духовно-нравственного воспитания на традициях православия во всех социальных институтах, в том числе и закрытого типа; придание православным образовательным организациям статуса социально ориентированных образовательных организаций; создание системы непрерывного православного воспитания: системы учебных комплексов от дошкольных организаций до высшей школы, расширение и совершенствование существующей системы церковных образовательных институций как дополнительного образования (воскресные школы и катехизаторские институции, разнообразные регентские, иконописные и пр. курсы, приобщающие к православной культуре), за счет развития и модернизации существующих центров культуры, библиотек.
2) Государственная система образования: предоставление Церкви возможности для более активной организации просвещения и образования педагогического сообщества, а также детских и молодежных коллективов государственных образовательных организаций в вопросах освоения духовно-нравственной культуры народов России.
5. Создание системы управления образовательным процессом духовно-нравственной направленности
Создание новых организационных моделей управления, учитывающих современную ситуацию в системе образования и традицию церковного управления; совершенствование технологий управления образовательным процессом: системы координации и взаимодействия всех управленческих структур в сфере религиозного образования и духовно-нравственного воспитания.
Развитие региональных (епархиальных) систем духовно-нравственного воспитания: программ, координационных советов, системы взаимодействия всех субъектов сферы духовно-нравственного воспитания.
Создание сети экспериментальных площадок, ресурсных центров по проблемам религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.
6. Совершенствование учебных и воспитательных технологий
Общее направление для всех уровней религиозного образования: совершенствование технологий воспитательного процесса; разработка широкого историко-культурного контекста для богословских (вероучительных) предметов; построение целостных воспитательных систем-моделей; разработка православных модулей для основных предметов ФГОС.
7. Развитие научно-методической базы православного воспитания
Разработка учебно-методической литературы, разработка УМК по ОПК, УМК по богословским и вероучительным предметам, духовно-нравственной культуре народов России; формирование библиотек образовательных организаций Русской Православной Церкви; экспертиза учебно-методической литературы, составление перечней учебно-методической литературы для образовательных организаций Русской Православной Церкви. Проведение серии просветительских мероприятий: презентаций, акций, конференций, семинаров, выставок.
8. Создание новой информационной среды православного воспитания
Создание в интернет-пространстве форума для взаимодействия православного научного сообщества, сетевого реферативного журнала по проблемам религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России; разработка дистанционных курсов или моделей обучения с использованием дистанционных технологий, формирование медиатек; введение рубрик в существующие церковные издания, посвященные воспитанию; координация действий в интернет-пространстве по созданию системы рубрик по вопросам педагогического обезпечения образовательной деятельности Церкви.
9. Развитие и совершенствование ресурсной базы православного воспитания (информационной, материально-технической, финансовой)
Работа с благотворительными фондами, инвесторами и др.
10. Сотрудничество стран канонического присутствия Русской Православной Церкви в сфере православного образования и духовно-нравственного воспитания
Создание общих площадок по обмену опытом в сфере воспитания, оказание консультативной, научной, образовательной и иной поддержки, изучение и обобщение зарубежного опыта, школ классического образования.
ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: